История, длиною больше века...
к 110-й годовщине со дня основания пгт. Ленино



На проекте поселкового герба нашего районного центра, выполненного талантливым художником и творческим человеком Ю.Ф. Иоссом к 110-й годовщине поселка Ленино, работы над которым были начаты по инициативе Ленинского поселкового головы А.И. Козицкого и команды его единомышленников, в центральной части экспозиции расположен красавец-паровоз, летящий в неведомую даль, надпись «Семь Колодцев» и гордые цифры «1899 год». И это далеко неслучайно. Ведь время и обстоятельства появления населенного пункта, ставшего впоследствии райцентром самого крупного по своей территории в Украине сельскохозяйственного района, напрямую были связаны со строительством в конце XIX-го века железнодорожной ветки Владиславовка-Керчь, называющейся тогда Керченская линия Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги…


«ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ»

Известная всем сегодня железная дорога строилась на Керченском полуострове одной из последних стальных магистралей во всей Таврической губернии и прокладывалась она с запада на восток по территории тогдашних Владиславовской, Петровской и Сарайминской волостей Феодосийского уезда и заканчивалась в Керчь-Еникальском градоначальстве, где в то время располагалось административное руководство значительной части Восточного Крыма.

По инициативе Керчь-Еникальского градоначальника контр-адмирала М.Е. Колтовского, еще в июле 1895 года была подготовлена основательная докладная записка на имя Николая Второго о настоятельной необходимости строительства на Керченском полуострове железной дороги.

Последний Всероссийский император Николай Второй 7 (19) апреля 1898 года высочайше утвердил Положение, разработанное комитетом министров и департаментом государственной экономики, на основании которого министру путей сообщения было предписано приступить к постройке железнодорожной ветки Владиславовка-Керчь. 8 (20) июля 1898 года последовал Указ Николая Второго об отчуждении (изъятии в пользу государства) необходимых частных земель под строительство железной дороги и выплате соответствующей денежной компенсации их владельцам за понесенные территориальные и экономические потери.

Государственные архивы сохранили подлинные документы «дореволюционного» периода, в одном из которых пытливый историк и внимательный краевед может прочитать: «Приказ №152 по Курско-Харьково-Севастопольской железной дороге, сентября 11 дня 1899 года «Об открытии временного движения на строящейся Керченской линии… для перевозки частной клади открываются следующие станции: Ак-Монай, Ак-Монайская каменоломня и Семь Колодцев».

Таким образом, 110 лет назад, 11 (23) сентября 1899 года вступила в строй железнодорожная станция, более знакомая как Семь Колодезей, названная тогда по имени близлежащего населенного пункта, основанного выходцами из Швейцарии, -- деревни Семь Колодезей (нынешнее село Ильичево), известное любителям и ценителям истории из популярных краеведческих книг «Легенды Крыма».

Керченская казенная железная дорога протяженностью в 85 верст была торжественно открыта 20 февраля (3 марта) 1900 года, когда в Керчь из Харькова прибыл специальный поезд во главе с начальником Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги Н.А. фон Ренкулем и сопровождавшими его высокопоставленными чиновниками. Большинство газет того времени восторженно известили о техническом прорыве восточного региона Крыма ко Всероссийскому рынку империи.

Встреча Н.А. Ренкуля и знатных лиц Таврической губернии с Керчь-Еникальским градоначальником генерал-майором М.Д. Клокачевым и «отцами города» была проведена в помещении Английского клуба, где Керчь давала обед в честь высоких гостей. Здесь же поместили красочные щиты с изображениями всех железнодорожных станций Керченской линии. В числе других была представлена и станция Семь Колодезей, одна из трех станций IV-го класса железнодорожного отрезка пути Владиславовка-Керчь.

 

Идет строительство районного Дома культуры, 1959 год

 

Темпы строительства железной дороги поражают и сегодня масштабами и скоростью проводимых работ. В отчете Керчь-Еникальского градоначальства за 1899 год отмечено, что в течение неполного года была «построена насыпь, уложены рельсы, построены станции и сооружения».
6 (18) мая 1899 года, в духе того времени, прошло освящение служителями культа работ на Керченской линии.

Временное пассажирское движение на железной дороге открылось 10 (22) марта 1900 года, а 3 (15) ноября 1900 года открылось «правильное» (регулярное) пассажирское и товарное движение по железной дороге.

Со вступлением в строй Керченской линии в ноябре 1900 года был закрыт почтовый тракт Феодосия – Керчь вместе с пятью находившимися на нем почтовыми отделениями. Все почтовые перевозки с того времени стали осуществляться железнодорожным транспортом.

История сохранила имя первого начальника станции Семь Колодцев Ф.А. Федорова-Авдиевича.

Станция Семь Колодезей стала той основой, вокруг которой постепенно сформировался новый населенный пункт на Керченском полуострове, сыгравший в определенные периоды истории XX-го века свою, только ему отведенную роль, и более чем вековой юбилей со дня основания которого отмечается в эти дни жителями Восточного Крыма.


«НАШ ПАРОВОЗ, ВПЕРЕД ЛЕТИ…»

Великие потрясения начала XX-го века не обходили стороной и железную дорогу, являющуюся главной артерией, связывавшей прикерченскую степь Феодосийского уезда с центром и окраинами Российской империи.

Зарождавшееся революционное движение, Февральская и Октябрьская революции 1917 года, события Гражданской войны, когда власть попеременно переходила из рук в руки, из-за чего всегда страдало местное население, – все это проходило на глазах и с посильным участием жителей населенного пункта, постепенно разраставшегося вокруг железнодорожной станции.

События 25 октября (7 ноября) 1917 года, произошедшие в Петрограде и называемые долгое время в нашей противоречивой и многострадальной истории, как Великая Октябрьская социалистическая революция, стали известны на железнодорожной станции благодаря принятой опытной телеграфисткой Варварой Персидской и ее молодым помощником Гейко, специальной телеграмме, распространяемой как «Всем! Всем! Всем!» новой властью.

Начальником станции в это время был ярый монархист и почитатель Николая Второго некто Кондратенко, который долгое время не позволял прогрессивно настроенному коллективу убрать с почетного места портрет императора. Он был искренне уверен, что государственный переворот в Петрограде -- событие случайное, и вскоре настанет время, когда вновь восстановится столь им любимая власть «царя-батюшки».

Это было то удивительное время, когда телеграфный аппарат, установленный на железнодорожной станции, являлся единственным источником получения мгновенной информации, распространяемой телеграфными лентами по всем «уголкам и весям» расколовшейся на множество «разноцветных» осколков некогда огромной Российской империи. Телеграф исправно служил и белым, и красным, старавшимся донести как своим сторонникам, так и противникам и навязать широким народным массам новые лозунги и идеи.

Сочувственно настроенные к делам советской власти железнодорожники станции и населенного пункта вокруг нее помогали партизанскому отряду, возглавляемому Степаном Кацеловым, действовавшему в Ленинских (Петровских) каменоломнях весной 1919 года. Среди них были стрелочники Я.Логвиненко и С. Кочегаров, бывший земский врач В. Серафимов. Последний был хорошо знаком с младшим братом Ленина – Дмитрием Ульяновым, работавшим в начале века в Феодосийском уезде.

Со станции Семь Колодезей белогвардейский полковник Коновалов доносил вышестоящему командованию о состоянии борьбы с Красной Армией на Ак-Монайском фронте и о красных партизанах Керченского полуострова.

16 ноября 1920 года 7-я кавалерийская дивизия М.Чугунова 3-го конного корпуса Н. Каширина войск Южного фронта под управлением М.Фрунзе вступила в Керчь, освободив полуостров от войск барона П. Врангеля.

На 22 марта 1921 года на станции Семь Колодезей проживало 34 жителя, а сам пристанционный пункт входил в состав Кенегезского (ныне с. Красногорка) революционного комитета (ревкома) Петровского района, вновь образованного Керченского уезда.

Победившая в битвах Гражданской войны советская власть приступила к невиданному до сих пор эксперименту реализации преобразований, сформулированных вождем мирового пролетариата В.И. Лениным в плане построения социализма «в отдельно взятой стране».

С началом насильственного и повсеместного внедрения в сельское хозяйство колхозного «движения» и образования машинно-тракторных станций (МТС), Семь Колодезей стали центром Семиколодезянской МТС, которую возглавил кадровый рабочий, представитель завода им. Войкова г. Керчи М.П. Дементеев.

Наличие железной дороги, хорошо налаженная связь с другими регионами образованной в 1921 году Крымской АССР и всей страны, способствовали экономическому развитию Семи Колодезей, хотя и медленному, но все же устойчивому росту населения, обосновавшегося вокруг железной дороги.

 

Петр Суров (третий справа) со своим боевым экипажем

 

25 мая 1931 года Президиум ЦИК Крымской АССР принимает решение о переносе центра Ленинского (бывшего Петровского) района из села Ленинского на станцию Семь Колодезей. Именно наличие железной дороги, обеспечивавшей устойчивую связь с другими регионами, явилось для этого основной предпосылкой.

В предвоенные годы в Семи Колодезях начали строить хлебоприемный элеватор, больницу, пищекомбинат, хлопкоприемный пункт, появились новые административные здания и улицы. С 6 марта 1933 года стала выходить районная газета «Ленинский колхозник», освещающая жизнь и быт в сельской местности Керченского полуострова. В 1938 году здесь была открыта средняя школа, получившая имя основоположника социалистического реализма Максима Горького.

Известный путешественник и географ И.И. Пузанов в своей фундаментальной книге «По нехоженому Крыму» отмечает, как в 1925 году он вместе с ботаником Е.В. Вульфом после детального изучения степной части Керченского полуострова, переночевав в Семи Колодезях, отправился утренним поездом в Симферополь. Их внимание было обращено на «остроумную» надпись на станционном фонаре: «Семь Колодезей, а ни капли воды», что одной фразой характеризовало состояние степной части Восточного Крыма, веками страдавшего от недостатка живительной влаги.

По данным Всесоюзной переписи населения, в 1939 году число жителей райцентра достигло 1683 человек.

Запомнилась жителям Семи Колодезей встреча весной 1941 года с легендарным советским летчиком Константином Коккинаки, впоследствии Героем Советского Союза, а тогда депутатом Верховного Совета СССР от Крымской АССР, после его участия в боях с японскими летчиками. Советский авиатор Коккинаки оказывал интернациональную помощь китайскому народу в отражении японских агрессоров.

С балкона Дома Советов (ныне здание райсовета и райгосадминистрации) прославленный ас, сбивший в воздушных боях с японскими камикадзе семь вражеских самолетов, призывал жителей района быть готовыми к возможным и неизбежным событиям «если завтра война, если завтра в поход…».



«А НА ВОЙНЕ, КАК НА ВОЙНЕ…»

В годы Великой Отечественной войны населенный пункт Семь Колодезей сыграл свою героическую и трагическую роль, отведенную ему мировой историей.

Более ста жителей райцентра погибли, храбро сражаясь на фронтах Второй мировой войны, в партизанских отрядах, на подпольной работе. Их могилы раскинуты на огромном пространстве всего земного шара от Семи Колодезей до Берлина. В память о них благодарные потомки в поселковом парке воздвигли Обелиск Славы, на мемориальных плитах которого отлиты в металле дорогие всем имена.

 

Таким был въезд в поселок Ленино в 1960 году

 

Уже 28 июня 1941 года, на шестой день войны, со станции Семь Колодезей на защиту священных рубежей Отечества отправился первый эшелон с нашими земляками, жителями Ленинского и Маяк-Салынского районов. Дорога от отчего дома для большинства из них в грозном июне сорок первого оказалась последней. Домой они уже не вернулись…

 

Открытие сельхозвыставки в райцентре осенью 1959г.

 

Многие наши земляки ушли в Старокрымские леса и пополнили ряды народных мстителей – отрядов Восточного соединения крымских партизан. Среди них были Н. Великая, Т. Строганова, А. Деревянко, С. Сагайдак.

В период боевых действий Крымского фронта, стоявшего насмерть с января по май 1942 года в кровопролитных сражениях с немецко-фашистскими захватчиками на Акмонайском перешейке, в Семи Колодезях располагались несколько военно-полевых госпиталей, в которые по железнодорожной ветке по отрезку Кой – Асан Русский – Семь Колодезей поступали на излечение тяжелораненые бойцы и командиры Красной Армии. В этот период здесь появилось несколько крупных воинских захоронений. Наиболее известное из них – госпитальное братское кладбище по улице Некрасова, где покоятся вечным сном свыше пяти тысяч умерших от ран воинов Крымского фронта – подшефный мемориал педагогов и учеников поселковых школ.

В память об одном из военных госпиталей на здании школы им. М. Горького установлена мемориальная доска.

В период второй оккупации Керченского полуострова железнодорожная станция Семь Колодезей стала центром действий подпольной группы, в которую входили патриоты К.И. Богданов, А.В. Беспалов, А.П. Павленко, Е.Г. Иванов, Г.А. Перемещенко и другие жители поселка. Бесстрашные бойцы «невидимого фронта» организовали ряд диверсий на железной дороге, пуская под откос вражеские эшелоны и взрывая цистерны с горючим.

Бывший заведующий районным хлопкопунктом Г.А. Останин, оставленный советскими партийными органами для развертывания подпольного движения в районе, пал в неравной борьбе с коварным и безжалостным врагом зимой 1941 года.

Фашистские изверги и их прихвостни в 1943-1944 годах устроили в Семи Колодезях застенок, где зверски пытали патриотов Марфовско-Мариентальского подполья и партизан Багеровских каменоломен, военнопленных и мирных граждан. На окраине райцентра располагается братское кладбище жертв фашизма, на котором захоронены несколько сотен погибших от рук варваров XX-го века советских патриотов.

 

Первомайская демонстрация в главном посёлке района, 70-е годы

 

На стене здания железнодорожного вокзала в пгт. Ленино установлена памятная доска в честь подпольщицы, резидента Северо-Кавказского фронта и Отдельной Приморской армии, Алиме Абденнановой, руководителя Джермай-Кашикской подпольной группы, действовавшей в тылу врага на Керченском полуострове и погибшей вместе с другими участниками сопротивления фашистам весной 1944 года. Ее имя носит и привокзальная площадь райцентра.

Петр Суров, выпускник школы имени М. Горького 22 июня 1941 года, вскоре призванный со станции Семь Колодезей на фронт, был представлен к высокому званию Герой Советского Союза, когда в составе передового танкового отряда 20 апреля 1945 года ворвался на окраину Берлина, получив в этом бою тяжелое ранение. Боевая машина нашего земляка, храброго офицера, танковая «тридцатьчетверка» с бортовым номером 422, замерла на вечной стоянке у завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, из стен которого она вышла в годы войны.

В февральские дни 1945 года, после завершения Ялтинской (Крымской) конференции руководителей трех держав антигитлеровской коалиции, на специальном поезде по маршруту Симферополь – Джанкой – Владиславовка – Керчь по Керченскому полуострову в ночное время проследовал Верховный главнокомандующий И. В. Сталин. По железнодорожному мосту он переправился через Керченский пролив на Таманский полуостров. После 18 февраля из-за стихийного бедствия мост разрушился.

Второй раз Иосиф Сталин проехал через весь Керченский полуостров на литерном поезде по железнодорожной ветке Керчь – Владиславовка летом 1946 года во время своего посещения Крыма для ознакомления с ходом восстановления полуострова после военного лихолетья.

15 сентября 1945 года жители полуострова с букетами осенних цветов встречали на железнодорожной платформе станции Семь Колодезей первый эшелон с воинами-победителями, выполнившими почетную миссию в странах Европы по разгрому фашизма и возвратившимися в родной район, где их ждали истосковавшиеся по родному человеку самые близкие им люди.



«КОЛЕСА ДИКТУЮТ ВАГОННЫЕ…»

12 апреля войска Отдельной Приморской армии во взаимодействии с другими военными соединениями, взломав сопротивление спешно отступающего противника на Ак-Монайских позициях, полностью освободили Керченский полуостров и районный центр Семь Колодезей.

Центр Ленинского района был временно перенесен снова в село Ленинское, где и действовал до начала 1947 года, после чего районные учреждения снова были переведены в возрождающийся после ужасов войны населенный пункт при станции Семь Колодезей.

Восстановление народного хозяйства Ленинского и соседнего с ним Приморского (бывшего Маяк-Салынского) районов в послевоенный период связано с именем замечательного человека и талантливого руководителя Н.И. Парельского, занимавшего в послевоенные годы должность председателя Приморского райисполкома, а с августа 1950 года -- первого секретаря Ленинского райкома партии.

В майские дни текущего года жители района широко отметили 100-летний юбилей со дня рождения Н.И. Парельского, и в память о его титанической работе по возрождению Керченского полуострова в райцентре на улице, носящей его имя, была установлена мемориальная доска.

Вместе с Николаем Ивановичем Парельским «поднимали» район его сподвижники и ближайшие помощники П.С. Титоренко, Н.А. Турбаба, Г.Х. Дунда и многие другие руководители высшего и среднего звена, мобилизовавшие народ на трудовые свершения.

Успешно решались проблемы озеленения Керченского полуострова. Появились лесополосы и целые лесные массивы. Молодой рукотворный лес, посаженный в 50-е годы, составляет «зеленое кольцо» вокруг нынешнего районного центра.

Одной из главных проблем долго оставался дефицит воды на полуострове. Методом народной стройки, объявленной ударной комсомольской, шло сооружение у села Ленинского Юзмакского водохранилища. Устраивались ставки и водоемы, бурились скважины, прокладывалась сеть водопроводов.

В 1952 году в райцентре появились первые водоколонки и была снята острейшая проблема нехватки питьевой воды.

25 мая 1957 года решением № 371 Исполнительного комитета Крымского областного Совета народных депутатов трудящихся центру Ленинского района, населенному пункту при станции Семь Колодезей, было присвоено наименование Ленино, он получил статус поселка городского типа и был образован Ленинский поселковый совет.

В поселке Ленино в 50-е годы появились аккуратные, по-своему украсившие населенный пункт деревянные «финские» домики, где обосновались семьи геологов и нефтяников, проводивших на полуострове разведку и добычу нефти и газа. Улица Геологическая в райцентре названа по профессии мастеров и умельцев, добывающих из недр земли полезные для человека природные ископаемые.

Появление на землях района Северо-Крымского канала, его строительство и эксплуатация дали новый толчок в решении народно-хозяйственных задач в сельском хозяйстве.

В это время, в начале 70-х годов, в районном центре шло форсированное строительство жилья, озеленение поселка и асфальтирование улиц. Появились первые двухэтажные дома.

Новый «бум» жилищному строительству дало начало работ по возведению Крымской атомной электростанции во второй половине 70-х годов, чему во многом способствовало появление на восточной окраине поселка у железной дороги завода крупно-панельного домостроения (КПД). Возникли новые микрорайоны на улицах Шоссейной и Курчатова с многоэтажными зданиями, преобразившими поселок.

Сегодня, когда Ленинский район из некогда сугубо сельскохозяйственного становится все больше и больше, в том числе, и курортно-рекреационным, и с каждым годом -- «все флаги в гости будут к нам», значение железной дороги и станции Семь Колодезей возрастает в геометрической прогрессии. Коллектив железнодорожников во главе с начальником станции О. Н. Яновой делает все возможное, чтобы наши уважаемые гости чувствовали себя комфортно с первых минут пребывания на Керченском полуострове. Им под стать и автотранспортные службы районного центра: быстрые и надежные автобусы, маршрутки и такси отвезут туриста и курортника в любую точку района, а при желании последних - и Крыма.

Много лет своей долгой и добросовестной жизни отдал служению железнодорожной ветке Владиславовка – Керчь бывший начальник станции Семь Колодезей П.В. Дмитриенко. В далеком 1942 году налаживал он вместе с другими путейцами бесперебойное движение по железной дороге в период боевых действий на Керченском полуострове. Бывший матрос Балтийского флота за самоотверженный труд и проявленное мужество при оказании помощи советским войскам по перевозке живой силы и техники был награжден орденом Ленина.

Такой же наградой страна отметила и путевого мастера П.И. Сергодеева.

Остались в истории железной дороги имена А.С. Горюнова, М.В. Осауленко, А.Н. Тюнина, В.Х. Индюкова, А. А. Бабина, С. С. Проходы, В. Н. Чувакиной, В. П. Жданова и многих других, кто всю свою трудовую биографию посвятил служению стальной артерии полуострова.

В конце XIX-го века Керченский полуостров прорезала железнодорожная ветка Владиславовка – Керчь. В середине XX-го века на полуострове появилась рукотворная река – Северо-Крымский канал. Сегодня, в начале нового XXI-го века, в Ленинском районе и его райцентре осуществляется государственная программа газификации полуострова.

Ленинский поселковый голова А.И. Козицкий, человек, уважаемый жителями населенного пункта, досконально знающий свое дело и умело разрешающий неизбежно возникающие ежедневные большие и малые проблемы районного центра, в своей неутомимой деятельности опирается на компетентных помощников, в числе которых его заместитель В.П. Гриценко, секретарь совета А.А. Ходырева, специалист поссовета В.К. Лагутин, весь депутатский корпус поселкового совета. Отрадно отметить, что это команда единомышленников.

В числе тех, кто всегда подставит свое надежное плечо и поможет добрым советом поселковому голове -- председатель районного совета А.Д. Петрищев, глава райгосадминистрации П.И. Проценко и их заместители А.Н. Вертелецкий, Н.Б. Колесниченко, Г.В. Остах, А.А. Хохлов, Э.С. Абдулмеджитов.

Спикер Крымского парламента А.П. Гриценко и председатель Совета министров автономии В.Т. Плакида, весьма часто осуществляющие деловые поездки в Ленинский район, всегда находят время встретиться с представителями поселкового совета и соответствующих служб, оказывая своевременную и действенную помощь своим землякам.


«ПОСЕЛОК МОЙ – МОЯ СУДЬБА!»

Эти слова всегда могли и имеют право с гордостью произнести люди, без которых районный центр не состоялся бы как населенный пункт, со своей, только ему принадлежащей боевой и трудовой биографией.

П.Я. Чумак и Н.Ф. Гуренко, А.С. Гончар и Л.П. Гаврилова, И.А. Марченко и В.Е. Кустов, А.Д. Верницкий и Л.Е. Щегленко, Л.Н. Паламарчук и М.Ф. Вольфсон, А.В. Дубодел и Г.Е. Новиков, А.М. Фомкина и Г.К. Тертычный, И.А. Астафуров и А.А. Брагер, З.Т. Шаболда и Ю.А. Балашов, П.Д. Полтавский и Л.Ф. Ромашова, Г. П. Карасташ и Ф. П. Дрозд, В. Н. Малахов и М. Г. Фролов, и многие-многие другие, перечень имен которых не уместился бы даже на страницах одного номера газеты…

Десять лет назад, в день 100-летнего юбилея поселка, на здании железнодорожного вокзала была торжественно открыта мемориальная доска, посвященная этому знаменательному в истории Крыма событию.

Поздравительные телеграммы с вековым юбилеем жителям районного центра прислали в сентябре 1999 года Президент Украины Л.Д. Кучма, Председатель Верховной Рады Украины А.Н. Ткаченко, Президиум Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совет министров АРК.

Наш земляк, самобытный поэт и композитор Николай Примечалов, в 1999 году к 100-летнему юбилею районного центра написал замечательную песню, в которой есть емкие и проникновенные слова, наполненные глубоким смыслом. Слова для всех поколений поселковых жителей: «Семь Колодезей, Семь Колодезей – смысл великий в сердце мне проник. Семь Колодезей, Семь Колодезей – здесь мой отчий дом и мой родник…».

сентябрь 2009 г.

Николай Рак